Аккумуляторы с технологией GEL

08 апреля 2020

О ТЕХНОЛОГИИ GEL

От момента появления первых свинцовых аккумуляторов ученые пытались решить проблему: создать необслуживаемый химический источник тока, для которого будут не страшны полные разрядки. В котором не будет образовываться сульфат свинца, выводящий батарею из строя. Первые опыты по использованию густого электролита начались еще в начале прошлого века, а в 1910 году был запатентован первый промышленный образец необслуживаемого герметизированного АКБ со сгущенным электролитом. Сегодня технологию Gel используют в производстве ведущие производители аккумуляторов по всему миру.


Что такое гелевый аккумулятор и особенность технологии 


Гелевый аккумулятор это герметичная и полностью необслуживаемая батарея. По строение она ближе к AGM аккумуляторам. Главное отличие и особенность — это наличие между положительными и отрицательными пластинами гелия пропитанного эллектролитом. После того, как этот гелей заливают он затвердевает и полностью обволакивает пластины полностью изолирую их друг от друга и защищая от механических повреждений и замыканий между друг другом. Другими словами, вместо жидкого электролита между пластин находится густой гель. Поэтому пластины могут находиться между собой максимально близко. За счет этого этих пластин в корпусе помещается больше. Что в свою очередь значительно увеличивает емкость и пусковые токи. Так же гелей защищает пластины от сульфатации, поэтому батарея совершенно не боится глубоких разрядов.

Плюсы и минусы гелевых аккмуляторов

Технология достаточно новая, но уже обладает огромным количеством преимуществ, но есть и существенные недостатки, которые производителям еще предстоит устранить.

Можно выделить следующие плюсы устройства:

  • большой срок службы 10-20 лет;

  • полностью необслуживаемые батареи, поставил и забыл;

  • работает в любом положении, хотя не рекомендуется переворачивать, так как могут закоротить клеммы;

  • гель запечатывает пластины и не позволяет им осыпаться;

  • можно использовать в офисе и дома, так как нету испарений;

  • используется очищенный свинец, это позволяет очень быстро заряжаться;

  • очень высокие пусковые токи, заведет авто в любой мороз;

  • устойчив к глубоким разрядам (до 400 глубоких разрядов);

  • рекомендуется использовать на автомобилях с системой Start-Stop;

  • практически не теряет заряда при простое.


Тем не менее, гелевый аккумулятор имеет и свои недостатки. Среди них выделяют:

  • очень высокая цена, стоит в 3-4 раза дороже обычной необслуживаемой кислотно кальциевой батареи;

  • нельзя превышать значение заряда выше 16v, так как гель может начать оплавляться. В результате пластины оголятся и их замкнет;

  • такая же ситуация может произойти, если аккумулятор сильно перегреется из-за погоды или от работающего мотора;

  • при температурах ниже -30 градусах гель может замерзнуть, потрескаться и рассыпаться, что оголит пластины.

Гелевые аккумуляторы не рекомендуется использовать в автомобилях или иных устройствах не имеющих исправной современной электроники, так как устаревшая или неисправная может подать от генератора повышенное напряжение, от которого гель превратится в жидкость и осядет.

Где и почему используют гелевые аккумуляторы

Гелевые батареи 6 вольт и 12 вольт применяются для ИБП в невентилируемых помещениях, в системах автономного электроснабжением, для питания различных электрогенераторов. Кроме того они могут быть обычным стартерным устройством для мотоцикла и для автомобиля. Сфера применения широка и объясняется это тем, что:

  • не требуется доливать воду;

  • не происходит токсичного выделения газов, что дает возможность работать с батареями такого типа в закрытых помещениях.


Сфера применения постоянно расширяется, так как происходят новые разработки. На данный момент гелевые АКБ используется:

  • как источник бесперебойного питания (тяговые батареи 12 вольт в бесперебойном режиме работают около трех лет, что является довольно высоким показателем);

  • в автономных системах и системах резервного питания;

  • для питания подстанций и электростанций (зачастую резервное);

  • при обслуживании промышленных объектов различной конфигурации;

  • в пожарной и охранной сигнализации системах;

  • в системах, где необходим авто запуск дизель-генераторов;

  • для питания переносного оборудования;

  • в качестве резервного источника питания для систем связи и телекоммуникаций.

Отличие GEL от AGM

Сходств у батарей больше, чем отличий, но все же они есть. AGM батарея создается на специальных абсорбирующих стеклянных матах, которые позволяют электролиту не растекаться и не испаряться. Так как пластины расположены плотно, емкость батареи повышается. Электролит надежно сохраняется внутри, и это дает возможность ставить аккумулятор на бок. AGM АКБ выдерживают более 200 циклов полного разряда, не восприимчива к морозу. В них все же есть электролит в жидком состоянии, поэтому они могут выделять испарения.

В GEL аккумуляторах электролит это густой гелеь. Поэтому нету никаких испарений, батарея более безопасна и экологична. В обеих технологиях используется очищенный свинец, но GEL выдерживают в два раза больше циклов глубокого разряда, до 400. Срок службы тоже увеличен.

Обслуживание гелевых аккумуляторов

Аккумуляторы полностью необслуживаемые и какого-либо ухода за собой не требуют. Достаточно следовать инструкции по эксплуатации. Не допускать перезаряда и перегрева. Время от времени протирать от грязи и влаги, что бы не коротило между клеммами.

Сама по себе батарея очень не прихотливая. Даже если полностью заряженная батарея пролежит на полке 3 года она сможет без проблем завести автомобиль. Иногда может придется ее подзаряжать, хотя из-за особенности технологии ей для полного заряда от исправного генератора достаточно проехать несколько метров.

Вернуться к новостям
Товары к этой новости